1.5. Логика разделения

Целое не поддается изучению в силу своей глобальности и переменчивости. Любой объект «един», «непрерывен», «монотонен», сочетает в себе как внешние свойства, так и внутренние качества. Физические свойства объекта (цвет, вкус, запах, тепло, плотность, вес) — понимаются лишь как его «составные части». Они принадлежат ему и определяют его. Он обладает ими, фиксируя собой именно эту комбинацию элементов. Без них  он не определен. Без него  они не существуют (без объекта нет ни цвета, ни запаха, ни плотности). Человек всегда выбирает для себя то свойство объекта, которое ему более необходимо в данный момент. То есть уже изначально  существует деление любого предмета «на части», «стороны», «свойства», «вес», «цвет» и «запах». Разделяя ЦЕЛОЕ, мы выявляем его прежде скрытые свойства. С этой позиции деление было необходимо. Человек хочет понять и изучить мир во всей полноте. Но изучению (как процессу понимания и практического применения) поддается только что-то простое. «Деление» позволяет выявить в сложном – элементарное и впоследствии понять сложное через постепенное наращивание знания об его элементах. «Сложное»  состоит из «простого». «Простое»  является элементом сложного («простое»  всегда принадлежит чему-то «сложному»). Простые и понятные шаги (ступенчатое овладение методикой) позволяют в итоге понять и изменить большое и сложное. Попытки овладеть сразу «сложным», минуя «простое», как правило, безуспешны.

1.6. Инь и Ян. Деление на «два

Для первых исследователей деление «ОДНОГО» на «ДВА» было совершенно естественным. Человек постоянно сталкивается с проявлением двойственности мира. Есть: «верх и низ», «правое и левое», «внешнее и внутреннее», «форма» и «способ применения». Образы сил Инь и Ян – это попытка «измерить» мир, свести его к понятным для нас символам. Два процесса (две силы) господствуют в мире. Они присутствуют в любом явлении или объекте. Инь-Ян – это: «плюс-минус», «фронт-тыл», «верх-низ», «правое-левое», «жесткое-мягкое». То есть вполне понятный набор категорий, при помощи которых мы способны описать мир. Каждое явление было определено как процесс получения (наполнения — Ян) или же процесс опустошения (оттока — Инь). Условность этих символов была ясна с самого начала. Это была еще одна очередная интерпретация человеком того, что происходит вокруг. В действительности, и этих процессов тоже нет. Но для создания системы понимания и описания мира необходимо было сказать, что все это есть. Иначе понять происходящее было бы вообще невозможно. «Наполнение и распад», «верх и низ», «снаружи и внутри», «много и мало» - это узнаваемые и поэтому доступные восприятию символы. Они являются отражением нашего восприятия существующей реальности. С их помощью мы способны попытаться понять и описать происходящее. Описывая возможные проявления, мы пытаемся восстановить представления об изначальной целостности картины мира. Наше восприятие – относительно. Мы видим, слышим, обоняем и осязаем в достаточно узком диапазоне. Мы получаем от мира не ВСЮ информацию, а лишь проекцию его свойств на плоскость наших органов чувств (объем, который спроецирован на плоскость). Для того, кто воспринимает в более широком диапазоне (животные, насекомые, пресмыкающиеся), тот мир, который мы знаем, может оказаться совершенно иным.

1.7. Сила и ограниченность
разделения


Силы (или энергии) Инь и Ян следует понимать как абсолютные, «несуществующие», в смысле их идеальности, состояния: «абсолютный минус», «абсолютная жесткость», «бесконечность во всем». Но именно эти абстрактные понятия и являются общепринятой мерой любого состояния. Какой бы абстрактной ни была система, какими бы глобальными понятиями не оперировала – она все равно ограничена, по сравнению с бесформенным, всенаправленным и бесконечным миром. «Бесконечное» (то, каким нам представляется мир) уже по определению не имеет: ни «формы», ни «размеров», ни доступной оценке «массы», ни «времени существования», которые мы могли бы реально оценить и применить. Соответственно, оно и не подлежит описанию в пределах нашей, во всех смыслах «конечной», системы восприятия. Его характеристики настолько запредельны, что не имеют (для нас) прикладного значения. Поэтому они как бы и не существуют для нас. Наши органы восприятия не предназначены для восприятия бесконечного, а мир вокруг нас является именно таким: бесконечным во всех возможных проявлениях. Из «бесформенного», «бесконечного» и «вечного» мира нашему описанию доступны лишь некоторые фрагменты, более-менее сопоставимые с нашими представлениями о материи. О возможности восприятия и описания мира во всех его проявлениях речь просто не идет. Деление ЦЕЛОГО на части является для нас совершенно естественным в силу непрерывного желания определиться.
«Одно» – это покой, завершенность, подобие и монотонность: в «одном» нет различий (нет смысла сравнивать объект «с самим собой»), в «одном» нет динамики (нет различий – нет и точки отсчета, нет начала, нет и движения. В этом смысле: ЕДИНОЕ - подобно ПУСТОТЕ). В «одном» нет времени, нет  начала, продолжения и конца, «одно» закончено и поэтому непостижимо для нас.
«Два» – это уже наш мир. «Два» подразумевает: общение, динамику, борьбу, действие — что ближе и понятнее человеку. «Два» —  это: стороны объекта: верх и низ, правое и левое; время: прошлое и будущее, начало и конец; различие: возможность сравнивать одно с другим по наличию и насыщенности тех или иных свойств (одинакового быть не может); части: разные области одного, наличие динамики, различий в плотности, скорости, форме и так далее; отражает систему отношений «человек-мир»; двойственность поступков, мнений и решений: «хочу-делаю», «решаю-сомневаюсь», «мое-чужое». Разделив мир, мы тем самым присвоили его, уподобив, через описание, свое понимание и сам мир.


1.8. Вопрос о соответствии


Первый исследователь признавал, что не способен понять мир иначе, чем в доступных ему терминах «двойственности», «подобия», «противопоставления», «преодоления», «соответствия» и тому подобного. Даже понимая всю слабость и неполноценность выработанной терминологии, он все равно нуждался в ней. Она позволяла описывать и понимать процессы вокруг. Даже зная, что мир вне системы — совершенно иной, исследователь признавал возможность понимания и описания мира в рамках созданной им системы интерпретаций. Собственно, построение системы закончилось в тот момент, когда исследователь принял существование сил Инь и Ян  за реальный факт. Тем самым он признал как относительность своего понимания, так и его подобие мировым процессам. Стало считаться, что описание мира в терминах Инь-Ян является достаточно верным и соответствует «действительности». Система Инь-Ян была признана как возможный способ описания мира. Все остальные шаги были лишь процессом развития и уточнения исходных понятий. В дальнейшем совершенствовались лишь терминология и способы описания, сама система и подходы в описании оставались прежними. Следующим необходимым шагом было назначение базовых понятий, с которыми должны были бы сравниваться все остальные. Без этого назначения пользоваться системой было бы невозможно. Требовалось определиться: что считать проявлением Ян, а что считать проявлением Инь. Ввести понятия: начала, конца, масс, размеров, пропорций, ритмов и так далее. Теорию требовалось сделать как можно более «вещественной» и приближенной к свойствам «обыденного мира вещей». Терминология должна была быть простой, узнаваемой и пригодной к использованию. Сначала требовалось определиться в глобальном. Основной вопрос звучал так: «какие именно проявления отнести к категории Ян, а какие – к категории Инь»?
Чем точнее было соотнесено конкретное явление с категорией Инь или с категорией Ян, тем доступнее и понятнее оно становилось: в нем сразу появлялись знакомые признаки, связи и свойства. Категории инь-ян не определены сами по себе (как, например, не бывает «дерева» вообще). Необходимо было назначить абстрактным категориям свойства конкретных объектов. Неявные и вездесущие силы инь-ян, в конкретных ситуациях, становились ощутимы, доступны описанию и применению. Сами силы Инь и Ян «что-то» описывают, «что-то» определяют, но находятся как бы вне процесса. Они как формула, которая при помощи абстрактных знаков описывает конкретный процесс, не имея, на самом деле, к нему никакого отношения. Они как слово, которое обозначает объект, но не имеет с ним ничего общего. Силы инь-ян были абстрактны лишь в теории, являясь при этом физическими свойствами явлений. Для начала следовало определиться в глобальном: все активное, быстрое, плотное, горячее было отнесено к Ян; все пассивное, медленное, рыхлое, холодное было отнесено к Инь. Первое определение явлений мира, в категориях инь-ян, могло выглядеть так:

Категории Ян

Категории Инь

Солнце

Свет

День

Жар

Движение

Напряжение

Ритмичность

Большое

Легкое

Яркое

Плотное

Гибкое

Узкое

Высокое (надземное)

Быстрое

Правая сторона

Отведение конечностей

Разгибание конечностей

Наклон корпуса вправо

Вращение по часовой стрелке: Поворот туловища, скручивание конечностей вдоль продольной оси по часовой стрелке

Активен в течение дня

Движения быстрые, короткие, резкие, сильные

Ощущения жара в теле или конечностях

Речь громкая, быстрая, отрывистая, фразы короткие, «чеканит» слова

Луна

Темнота

Ночь

Холод

Покой

Расслабление

Хаотичность

Маленькое

Тяжелое

Тусклое

Рыхлое

Жесткое (не гибкое)

Широкое

Наземное и подземное

Медленное

Левая сторона

Приведение конечностей

Сгибание конечностей

Наклон туловища влево

Вращение против часовой стрелки: повороты туловища, скручивание конечностей вдоль продольной оси

Пассивен в течение дня

Движения медленные, длинные, плавные, слабые

Ощущения холода в теле или конечностях

Речь тихая, медленная, плавная, фразы длинные, говорит «нараспев»

Из творчества:


Колпак и погремушка,
Смех и взгляд открытый:
Возможность действия на поражение...